Евросоюз пытается избавиться от энергозависимости с помощью ядерных ноу-хау

Евросоюз пытается избавиться от энергозависимости с помощью ядерных ноу-хау
фото: AFP

Евросоюз наращивает мощности по переработке и утилизации старых аккумуляторов, чтобы снизить энергозависимость от Азии, передает портал Качественный Казахстан.

В рамках атомной программы Франции используются ядерные ноу-хау для переработки сырья в старых аккумуляторах электромобилей, солнечных панелях и ветряных турбинах. Европейский Союз сделал наращивание мощностей по переработке отходов ключевой частью своей стратегии, направленной на то, чтобы стать менее зависимым от Азии в плане поставок критически важных металлов, таких как литий, никель и серебро. Блок из 27 стран пытается сократить отставание от Китая, который уже перерабатывает автомобильные аккумуляторы и имеет свои собственные огромные запасы сырья и нефтеперерабатывающие мощности. Повторное использование старых компонентов могло бы помочь таким странам, как Франция, которые делают ставку на импорт.

Французская комиссия по атомной и альтернативной энергетике (CEA) использует свой исследовательский центр в южном центре Маркуля, чтобы найти способы переработки компонентов, используемых для чистых технологий. Многие методы, используемые исследователями Маркуля, основаны на их ноу-хау в переработке ядерных отходов — области, в которой Франция является мировым лидером.

«Цель состоит в том, чтобы восстановить материалы и использовать их в промышленных масштабах. Мы ищем, как хранить, преобразовывать и транспортировать электроэнергию, а также как сделать энергетический переход эффективным, — сказал Ришар Локурне, руководитель отдела новых материалов в центре CEA. — Благодаря разработанным здесь инструментам моделирования мы можем перерабатывать редкоземельные элементы из магнитов».

В одной из лабораторий исследователи, глядя в окно толщиной в метр, управляют большими роботизированными руками, похожими на велосипедные ручки, чтобы вырезать радиоактивные топливные стержни. Секции из сплава помещают в горячие растворы кислот для растворения металла. После этого его можно снова экстрагировать с помощью органических растворителей и декантеров. Этот процесс позволяет восстановить литий, никель, кобальт и графит из черной массы, образующейся в результате разрушения элементов автомобильных электрических аккумуляторов.

Исследователи говорят, что технология, разработанная в Маркуле, будет полезна для переработки топлива из будущих ядерных реакторов четвертого поколения, а также редкоземельных металлов из магнитов. 

«Эта технология тем более полезна, что в мире нет реального сектора переработки магнитов, за исключением лома в Азии», —  сказал Локурне.

Другой метод — использовать углекислый газ для отделения и надувания элементов солнечной панели, что позволяет восстановить кремний и серебро, содержащиеся внутри. Для лопастей ветряных турбин CEA применяет тот же процесс со «сверхкритической водой», над которым работает уже 20 лет, пытаясь удалить радиоактивность из металлов в жидком состоянии.

Сверхкритическая вода при очень высокой температуре и высоком давлении способна проникать внутрь материалов и разрывать полимерные цепи стекловолоконных или углеродных композитов, из которых состоят лопасти ветряных турбин и резервуары с водородом.

CEA также работает над возможностью извлечения критически редких материалов из радиоактивных отходов.

«Он содержит очень редкие и очень дорогие металлы, образующиеся в результате самой ядерной реакции, включая палладий, родий и рутений», — сказал Филипп Прен, менеджер по экономике замкнутого цикла по низкоуглеродной энергетике в CEA.

Он добавил, что переработанные материалы однажды могут удовлетворить 35 процентов потребностей Европы, сделав ее самодостаточной в производстве батарей. Но предупредил, что «ни в коем случае» такая переработка не сделает Францию ​​и Европу полностью самостоятельными.

Роман ПОПОВ