фото: freepik.com
Аналитический центр АФК представил обзор бюджетного баланса РК за 9 месяцев 2025 года.
Ключевые тенденции периода
- На фоне ускорения экономической активности (до 6,3% vs 4,1% годом ранее), более слабого курса тенге (средний курс вырос на 13,4%), низкой базы (по КПН и НДС в связи с авансовыми платежами и возвратами экспортерам) и улучшения механизмов налогового администрирования совокупные налоговые поступления (Нацфонд + МБ + РБ) по итогам января-сентября 2025 г. показали двухзначный рост, заметно укрепив текущую фискальную позицию государства.
- За январь–сентябрь 2025 г. собрано ₸19,1 трлн налогов по сравнению с ₸16,6 трлн за аналогичный период 2024 г. (+15,5% или ₸2,6 трлн).
- В абсолютном выражении наибольший рост налоговых поступлений отмечается в республиканском бюджете (+₸1,8 трлн). Более 90% этого прироста приходятся на поступления по НДС (+₸727 млрд), КПН (+₸713 млрд) — индикаторы роста деловой активности и инфляции, а также на таможенную пошлину на нефть (+₸206 млрд) за счет увеличения её добычи (+13,2%, до 75,7 млн тонн)
- В МБ (+₸915 млрд) основной прирост обеспечен по ИПН (+₸312 млрд), соцналогу (+₸204 млрд) и акцизам (+₸143 млрд) на фоне структурных изменений — роста заработных плат (+11,3%), занятости (+103 тыс.), налоговых ставок (с 1 января 2025 г. ставка по соцналогу увеличена до 11%), расширения базы МСБ (+119,8 тыс.), а также роста внутреннего потребления отдельных категорий подакцизных товаров.
- Однако налоговые поступления умеренно снизились в НФ (-5% или ₸153 млрд), главным образом за счёт сокращения поступлений по рентному налогу (-₸99 млрд) и КПН (-₸98 млрд), что напрямую связано с более низкими ценами на нефть. Отметим, что в НФ снизились все виды налоговых платежей, за исключением НДПИ на фоне низкой базы прошлого года (см. ниже).
- Тем не менее, благодаря высокому сбору налогов в РБ и МБ, исполнение годового плана по налоговым сборам в стране улучшилось до 68% (61% годом ранее).
- Расходы РБ выросли на 7,6% или ₸1,3 трлн (+4,5% или ₸598 млрд за 9М24), где основной прирост (94%) приходится на соцпомощь и обеспечение (+₸461 млрд), трансферты (+₸394 млрд) и обслуживание долга (+₸330 млрд).
- Расходы МБ выросли ещё быстрее — на 15,7% или ₸1,6 трлн (+15,6% или ₸1,4 трлн за 9М24), при этом основной прирост обеспечили образование (+₸538 млрд), ЖКХ (+₸306 млрд) и приобретение финактивов (+₸264 млрд).
- Поскольку рост расходов опережает рост доходов, суммарные расходы (РБ + МБ) превысили доходную часть на ₸5,8 трлн, что обусловило финансирование дефицита и погашение займов за счет агрессивного заимствования.
- Для финансирования дефицита было привлечено ₸6,5 трлн новых займов (рост на ₸1,2 трлн), что соответствует 75% годового плана в ₸8,7 трлн. В оставшийся квартал потребуется привлечь ещё ₸2,2 трлн заимствований в условиях более высоких ставок, что будет увеличивать стоимость обслуживания государственного долга в будущем.
- Объём трансфертов из Нацфонда в РБ в отчётном периоде составил ₸4,2 трлн или 80% от годового плана в ₸5,3 трлн. С учётом ноябрьской заявки Минфина ($600–700 млн) не изъятыми на декабрь остаются порядка ₸364 млрд или $700 млн.
- Из-за превышения изъятий над поступлениями налогов (на ₸1,4 трлн) прирост активов НФ (+6,6% или $3,9 млрд, с $58,8 до $62,7 млрд) был обеспечен исключительно высоким инвестиционным доходом (~$6,5 млрд за 9М25 г.). Активы НФ растут за счет не фискальных, а рыночных факторов, что делает его зависимым от глобальной финансовой конъюнктуры.





Резюме
По итогам девяти месяцев 2025 года фискальная позиция государства заметно улучшилась на фоне ускорения экономической активности (ВВП до 6,3%), расширения налоговой базы и устойчивого роста потребления. Однако этот рост имеет двойственную природу, сочетая фундаментальные факторы с сохранением высокой структурной зависимости.
Рост по ключевым категориям налогов (НДС, КПН, экспортные пошлины) в РБ указывает на оживление внутреннего потребления и наращивание внешнеэкономической активности, включая рост добычи нефти. Однако высокий вклад НДС (43% от всех налогов) и сырьевого сектора (21%) в РБ является структурной уязвимостью, указывающей на многолетнюю зависимость центрального бюджета от внутреннего потребительского спроса и конъюнктуры экспорта.
Рост налогов МБ, в отличие от РБ, имеет более устойчивую социально-экономическую природу: повышение занятости, рост реальных зарплат и налоговых ставок, а также расширение фискальной базы МСБ. Это отражает нарастающий вклад региональной экономики в общую фискальную стабильность, подтверждает эффективность усилий по децентрализации финансов, повышения самостоятельности МИО и расширения налоговой базы. Отметим, что исполнение годового плана по налоговым сборам в МБ составило 79% в сравнении с показателем в 66% в РБ.
Тем не менее падение нефтяных цен вновь продемонстрировало уязвимость Нацфонда к внешней волатильности. Уменьшение практически всех поступлений налогов на фоне сохранения высоких плановых трансфертов в бюджет усиливает давление на баланс фонда, серьёзно сдерживая рост его активов.
Планируемое сокращение трансфертов из Нацфонда (до ₸2,8 трлн против ₸5,3 трлн в 2025) в 2026 году не только поддержит рост его активов, но и указывает на смещение фокуса бюджетной политики от стимулирующей модели к более сдержанному и устойчивому подходу.
Это решение отражает стратегический сдвиг в бюджетной политике в сторону повышения самостоятельности доходной части бюджета и сокращения зависимости от трансфертов Нацфонда. Вместе с тем снижение объёма вливаний в экономику потребует усиления налогового администрирования, мобилизации ненефтяных доходов и более эффективного адресного расходования ограниченных госсредств для поддержки приоритетных секторов и социальной стабильности.
Комментарии
Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите
Авторизация через