Отчеты о счетах казахстанцев будет теперь получать Нацбанк: для чего нужны эти нововведения

Отчеты о счетах казахстанцев будет теперь получать Нацбанк: для чего нужны эти нововведения
фото: Александр Демьянчук / ТАСС

С 1 июля 2025 года Национальный банк РК ввел обязательные новые требования к финансовым организациям. В результате банки, филиалы иностранных банков, а также АО «Банк Развития Казахстана» и АО «Казпочта» обязаны передавать в Национальный банк отчеты о счетах казахстанцев. Для чего введено это новшество, разъяснили специалисты Fingramota.kz, передает портал Качественный Казахстан.

Сообщается, что теперь Нацбанк будет получать:

  1. Отчёт о владельце банковского счета (вклада) — в течение 10 рабочих дней после получения или изменения данных.
  2. Отчёт о договоре банковского счета (вклада) — также в течение 10 рабочих дней.
  3. Отчёт о самом банковском счёте — те же сроки.
  4. Месячный отчёт о движении средств по счёту — не позднее 10 рабочего дня следующего месяца.

Эта отчётность касается всех видов счетов — текущих, срочных, накопительных, инвестиционных, условных, в национальной и иностранной валютах, даже с нулевым остатком.

Содержание отчётов будет включать:

  • Детали о владельце: категория пользователя (физлицо, ИП, юрлицо), год рождения, пол, гражданство, регион. 
  • Условия договора: сумма, валюта, срок вклада, ставка, мультивалютность, возможность досрочного снятия. 
  • Технические данные счета: валюта, остаток, назначение платежей и переводов.
  • Типологию операций: поступления, списания, начисления процентов, аресты и т.д.

При этом отмечено, что для минимизации рисков при регулярной передаче данных предусмотрены меры защиты.

«Так, информация по банковским счетам (вкладам) граждан анонимизируется. В частности, используется деперсонализация:  вместо ИИН используется ДИН — уникальный шифрованный код длиной 15–64 символов, который невозможно преобразовать обратно в ИИН третьим лицам без специального оборудования и программного обеспечения. В результате только уполномоченные органы — Нацбанк, АРРФР, Фонд гарантирования вкладов и др. — могут по запросу получить настоящие ИИН/BIN через защищенные каналы. Аналогично вместо ФИО применяется АИН – анонимный идентификационный номер. Это решение позволяет усилить контроль за финансовыми потоками, борьбу с теневыми операциями, отмыванием денег и финансированием терроризма», – отмечают специалисты.   

Также они напомнили, как защитить личные данные самостоятельно:

  1. Внимательно прочитайте договоры с банком: обратите внимание, как используются ваши данные и какие меры защиты предоставляет банк.
  2. При возникновении сомнений в достоверности операции, незамедлительно запрашивайте выписку и проверяйте её через мобильное или веб-приложение.
  3. Используйте только официальные каналы связи с банком, избегайте перехода по ссылкам из сообщений/звонков, представляющихся как «банк» или «Нацбанк».
  4. Настройте двухфакторную аутентификацию (2FA) для интернет-банкинга и мобильных приложений.
  5. Обновляйте операционную систему и программы на устройствах: банки и государственные сервисы требуют защищённые версии ПО.
  6. Устанавливайте на телефоны и ПК лицензионное антивирусное ПО, а при использовании Android — проверяйте права доступа приложений.
  7. Для подтверждения операций забудьте об отправке персональных данных (паролей, SMS-кодов) по телефону — банки никогда не просят поступать так.
  8. Храните резервные копии важных документов и выписок — локально или на зашифрованном облаке.
  9. Используйте сложные пароли и надёжные менеджеры паролей.
  10. Настройте уведомления о всех входах в онлайн-банк и транзакциях — это позволит вовремя реагировать на подозрительные действия.
  11. Регулярно проверяйте свои банковские данные — если замечаете неизвестные операции — немедленно блокируйте карту/счёт и обращайтесь в банк.