По составу ДНК человек похож на шимпанзе, червей, бананы и капусту

фото: Пресс служба Национального госпиталя управления делами президента РК

ДНК, которая произвела революцию в современной медицине и науке,  долгое время воспринималась учеными всего лишь как наличие фосфора в организме. Впервые глубоко ДНК идентифицировал в 1868 году Иоганн Фридрих Мишер, и молекула получила название нуклеиновой кислоты, но после ряда открытий других ученых 3 сентября 1984 года ее уникальность смог раскрыть генетик Алек Джеффриз и это был первый шаг к генетической дактилоскопии.

Сегодня ученые доказали, что макомолекула каждого из нас совпадает с ДНК любого другого человека в среднем на 99%, разница составляет всего 0,1 процента, и в этом мы различны.

В целом количество зашифрованных данных  могло бы разместиться в одной тысяче книг из 500 страниц, напечатанной мелким кеглем. Длина всех связей ДНК в наших клетках равна  расстоянию до Луны, пройденному 6000 раз!!!

По составу ДНК мы похожи на шимпанзе, червей, бананы и капусту.

- ДНК сегодня можно выделить из крови, слюны, мочи, кожи, ногтей, волос, причем очень поврежденных, - рассказала лаборант клинико-диагностической лаборатории Национального госпиталя Управления делами президента Люция Салихова. - Структура молекулы насчитывает более трех миллионов элементов, расположенных в строго определенной последовательности.

Обыватели знакомы с возможностью с помощью ДНК устанавливать  отцовство и свое происхождение, но также с помощью тестирования можно  оценить вероятность развития наследственных заболеваний и потенциальные риски для здоровья, понять, как тренироваться, чтобы сбросить вес, в каком виде спорта и профессии человек будет более способен.

Гены определяют силовые качества примерно на 70%, выносливость – на 65%, гибкость – на 75%. Очень активно тест используют родители при планировании рождения ребенка.

В Национальном госпитале выявляют с помощью ДНК  вирусо-гепатические и урогенитальные  инфекции, а также другие возбудители. Проводят один из популярных с некоторых времен ПЦР-тест, с помощью него можно не только выявить патогенные ДНК-молекулы, но и посчитать количество их копий, чтобы потом скорректировать лечение.

ПЦР помогает выявить вирусные инфекции, грибковые, установление родства, диагностику предрасположенностей, генетических мутаций.

Руководитель молекулярно-генетического направления клинико-диагностической лаборатории «Олимп» признает, что несмотря на широкий спектр возможностей тестов ДНК,

чаще всего казахстанцы обращаются за информацией об установлении отцовства и предрасположенности к онкозаболеваниям.

- Случаются порой и курьезы. Семья недавно обратилась за установлением отцовства у нерождённого мальчика, но после анализа мы обнаружили в результатах набор хромосом девочки, так бывает очень редко, в итоге ребенок оказался папин, но не мужского, а женского пола.

Но возможностей у теста ДНК гораздо больше и хотелось бы, чтобы люди узнавали по нему, например, на стадии эмбриона при ЭКО  о поломке генов.

Сейчас даже можно установить предрасположенность к генетическим заболеваниям ребенка, вредным привычкам, агрессии, сердечно-сосудистым болезням, переносимости лекарственных препаратов, причинах бесплодия.

Развитие уникальности ДНК, конечно, многое открыло, но специалисты рекомендуют не забывать о том, что не все болезни генетически зависимые, поломка генов может случиться и при жизни, а успех нам приносит в большей степени талант и труд.