Контрабанда сигарет в ЕАЭС: кто виноват и возможно ли решение проблемы?  

Контрабанда сигарет в ЕАЭС: кто виноват и возможно ли решение проблемы?  

Контрабанда сигарет в ЕАЭС: кто виноват и возможно ли решение проблемы?

Табачная продукция представляет собой один из наиболее прибыльных товаров в мировой торговле. На планете, по официальной статистике Всемирной организации здравоохранения, проживает не менее 1,3 млрд курильщиков, а обороты табачных компаний исчисляются сотнями миллиардов долларов. При этом львиную долю оборота сигарет составляет торговля нелегальным табаком, которая оценивается в мире не менее $40-50 млрд в год. К сожалению, не исключением в данном случае является и регион Евразийского экономического союза, где существует серьезная проблема нелегальной торговли сигаретами. При этом за потоком контрабанды и контрафакта в ЕАЭС стоят не отдельные «челноки», а целые транснациональные преступные группировки, базирующиеся не только в самих странах объединения, но и на сопредельных территориях.

Необходимо напомнить, что в нелегальной торговле табачной продукцией, как и во многих иных отраслях, существует два важных понятия. Во-первых, это «контрабанда» в различных ее проявлениях. Она может представлять собой сигареты, выпущенные абсолютно легально в одной стране, но попавшие на рынок другой без уплаты всех причитающихся налогов и сборов и поэтому имеющие более низкую цену. Кроме того, речь может идти о так называемых дешевых белых сигаретах, то есть легально выпущенные на фабриках, но без привязки к какому-либо рынку.  

Во-вторых, это «контрафакт» – полные подделки, как правило, известных и дорогих брендов, которые выпускаются подпольно, а затем незаконно вводятся в оборот. В данном случае потери несет не только государство, но и легальные производители, которые теряют как часть рынка, так и своего потребителя из-за низкого качества поддельной продукции. Подобное деление основных видов нелегальной табачной продукции важно, так как оно позволяет продемонстрировать особенности нынешнего незаконного оборота сигарет в ЕАЭС.

Сегодня известно, что из-за контрабанды табачной продукции больше всех страдает Россия. Это связано с тем, что в РФ налоги и цены на нее гораздо выше, чем у соседей. Поэтому совершенно неслучайно, что крупнейшим источником нелегальной продукции в России продолжают оставаться страны ЕАЭС, на долю которых приходится 64% черного рынка. При этом, как бы печально это ни звучало, главным поставщиком в данном случае является Белоруссия, доля которой в контрабанде продолжает расти. По данным агентства Nielsen, незаконные поставки в РФ из Армении, Казахстана и Киргизии в текущем году сократились до 10,8%, а из Белоруссии, наоборот, выросли в полтора раза и теперь занимают более 54% нелегального рынка. Причины этого довольно просты: отсутствие границ между двумя странами и политика белорусских властей по защите местных производителей, работающих на экспорт.

В Белоруссии на нынешний год было три официальных производителя табачной продукции. Это государственная Гродненская табачная фабрика «Неман» (ГТК), которая закрывает около 70% рынка, «Табак-Инвест» в Минске, принадлежащая близкому к кругу Александра Лукашенко бизнесмену Павлу Топузидису, а также «Интер Тобакко», контролируемая известным в стране предпринимателем Алексеем Олексиным. При этом последний получил эксклюзивное право создать в стране специализированную сеть киосков «Табакерка», а также занимается импортом сигарет в Белоруссию (около 3% рынка) наряду с управлением делами президента. Кроме того, ему принадлежит и компания Energo-Oil, которая является единственным оператором продаж ГТК «Неман».

Подобная структура производства сигарет в Белоруссии неоднократно становилась причиной обвинений со стороны стран ЕС и России в адрес белорусских властей в том, что они покровительствуют нелегальной торговле сигаретами. Недоверие к Минску в данном вопросе связано еще и с тем, что с 2016 года он не публикует никаких статистических данных по производству табачной продукции. До 2015 года две фабрики имели квоту на производство 30 млрд штук сигарет, что уже тогда было гораздо выше, чем внутреннее потребление. Что происходит на табачном рынке республики сегодня, когда в стране работает уже три производителя, достоверно неизвестно. Консалтинговая компания KPMG ранее отмечала, что потребление сигарет в Белоруссии оценивалось на уровне 16-17 млрд штук. По оценкам «Антиконтрафакта», нынешняя совокупная мощность белорусских табачных предприятий превышает 67 млрд сигарет в год. Для сравнения: Россия в 2019 году официально произвела 228,3 млрд сигарет, Казахстан – около 17 млрд, Армения – 33,8 млрд.

В сложившейся ситуации территория Белоруссии, действительно, стала одним из центров организации нелегального оборота сигаретами. Однако здесь есть один немаловажный момент – никаких прямых доказательств того, что к незаконным поставкам причастны государственные структуры, нет. Более того, в Белоруссии практически отсутствует контрафакт, а сама страна также страдает от попадания на ее территорию контрабанды из Украины и из стран Прибалтики. Об этом свидетельствуют многочисленные задержания, произведенные белорусскими таможенниками. Кроме того, известно, что около половины незаконно продаваемых в России белорусских сигарет не имеют акцизных марок и изначально были произведены для нелегального экспорта. Известны случаи, когда под белорусскими брендами контрафактная продукция производилась на подпольных фабриках в самой России, странах Восточной Европы, на Украине и даже в Азии. Правда, попадание подобной продукции в РФ сопряжено с рядом трудностей, связанных с пересечением границы, чего нельзя сказать о Белоруссии.

Самым распространенным вариантом вывоза нелегальных сигарет в рамках ЕАЭС сегодня является так называемый ложный транзит, когда товар, например, на территории Белоруссии оформляется для продажи в странах Азии, но при транзите через территорию РФ там и остается. При этом сама табачная продукция может быть произведена вполне легально. В то же время стоит заметить, что крупные партии сигарет купить не так просто. Например, серьезной оптовой торговлей в РБ могут заниматься лишь крупные юридические фирмы, имеющие на это специализированное разрешение. Однако власти республики, как показывают события последних лет, мало интересуются тем, куда и как поедут белорусские сигареты – главное пополнение бюджета от экспорта. В конце 2019 года бывший министр финансов РБ Максим Ермолович отмечал, что республика получает около $600 млн за счет различных налогов и сборов от производителей сигарет. И это не считая прямого экспорта. В то же время Россия только в прошлом году потеряла из-за нелегальной табачной продукции более $1,5 млрд.

Стоит отметить, что проблемы РФ не уникальны. По данным аналитиков KPMG, доля нелегальной табачной продукции в Евросоюзе в 2019 году составила 7,9%, или около 40 млрд сигарет, а ущерб достиг 9,5 млрд евро. В декабре Европол провел операцию, в результате которой были задержаны 17 подозреваемых и изъято 67 млн сигарет и 2,6 тонны табака стоимостью более 35 млн евро. При этом оказалось, что 88% изъятой продукции было произведено в Белоруссии, и абсолютно легально. И какие бы меры в ЕС ни предпринимали, из-за колоссальной разницы в цене между сигаретами из постсоветского пространства и установленными на европейском рынке контрабанду табачной продукции остановить не удается.

Страны ЕАЭС также пытаются решить данную проблему. Причем в нынешнем году на этот вопрос положительно повлияла пандемия коронавируса. В России было замечено двукратное сокращение доли контрафактных сигарет, что связано с закрытием границ по всему миру. Кроме того, в стране усилилась работа правоохранительных органов, увеличилась ответственность за подобные правонарушения, а также была запущена система цифровой маркировки с 1 июля 2020 г.

Однако этого по-прежнему недостаточно. Главной проблемой в рамках ЕАЭС является разность цен на табачную продукцию. Россия неоднократно поднимала вопрос о гармонизации акцизов на сигареты в рамках Союза, однако вплоть до прошлого года странам не удалось прийти к соглашению. Только в конце 2019 года члены ЕАЭС договорились, что акцизы на сигареты будут поэтапно уравнены до 2024 года – до 35 евро за 1 тыс. сигарет. При этом ставку можно будет корректировать на национальном уровне в пределах 20%. Однако, как считают аналитики, и этого может быть недостаточно для того, чтобы минимизировать потери российского рынка от нелегальной продукции. Особенно на фоне решения правительства РФ поднять акцизы на 20% в следующем году. Для примера: Белоруссия в 2021 г. планирует повысить акцизы на сигареты на 8,7-10% в первом полугодии и на 4,56-9,25% - во втором. Это означает, что цены на сигареты в сопредельных с РФ странах по-прежнему будут ниже, что способно только стимулировать их нелегальный ввоз на российский рынок.

В целом же, как считают эксперты, полностью изжить контрабанду сигарет и контрафакт в ЕАЭС вряд ли удастся, однако сократить потери стран вполне возможно. Для этого необходимо не только придерживаться подписанного соглашения о гармонизации ставок акциза, но и не допускать нелегального перемещения продукции внутри объединения. Кроме того, стоит изучить возможность повышения размера штрафов за оборот нелегальной табачной продукции, а также введения единой минимальной цены на табачную продукцию в рамках ЕАЭС. Странам союза стоит ввести дополнительные меры по контролю за транзитным перемещением сигарет по территории ЕАЭС и в конечном счете перестать рассчитывать на рост доходов от продажи сигарет вне зависимости от их дальнейшей судьбы. В ином случае без совместных и согласованных усилий успешное противостояние нелегальной торговле табачной продукцией будет невозможно.

https://www.ritmeurasia.org/news--2020-12-29--kontrabanda-sigaret-v-eaes-kto-vinovat-i-vozmozhno-li-reshenie-problemy-52596