21.07.2016 1592 Көрулер

профессоры. Әбдірахманов:«Алтын сапа» – орасан маңызы жағдайда!

stat5Вручение премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» за достижения в области качества является ключевым событием года. По традиции премию вручает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, что свидетельствует о большой значимости этого конкурса для экономического развития страны.

В начале этого года был дан старт очередному ежегодному конкурсу на соискание Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» и конкурсу «Лучший товар Казахстана», итоги которых будут подведены в декабре этого года. Вскоре вся страна узнает имена победителей, для которых качество – залог достижения конкурентоспособности и устойчивого развития.

По мнению Азата Абдрахманова, Президента Казахстанской организации качества и инновационного менеджмента (Kokimi), являющегося членом экспертной группы конкурса «Алтын Сапа», за прошедший период накоплен очень большой позитивный опыт, дегенмен, в будущем есть еще над чем поработать как организаторам конкурса, так и его участникам и СМИ, освещающим это мероприятие государственного масштаба.

Исторические предпосылки для внедрения международных стандартов менеджмента качества в нашей стране

Независимый Казахстан в самом начале своего становления столкнулся с дискриминационным отношением к отечественной продукции, экспортируемой за рубеж. У казахстанских предприятий не было сертификатов соответствия систем менеджмента для производства выпускаемой продукции, что обоснованно приводило к занижению цен на экспортируемую продукцию. Это и явилось причиной для внедрения в Казахстане международных стандартов на системы менеджмента качества (стандарты ИСО серии 9000). В первую очередь это касалось таких отраслей, как металлургия, инженерлік, нефть и газ. Позже к этой сфере подключились финансы, қалыптастыру, денсаулық, страхование и другие. K 2002 году стало понятно, что накопленный в нашей стране опыт внедрения международных стандартов качества требует обобщения и анализа. C 2002 года мы начали проводить международные конференции с участием известных экспертов в области качества из экономически развитых стран мира и представителей лучших казахстанских предприятий. Проводили мастер-классы, с обучением конкретных аспектов внедрения международных стандартов качества (ISO 9000), экология (ISO 14000), өнеркәсіптік қауіпсіздік (OHSAS 18000) және т.б.. D. C 2007 года мы сотрудничаем с Европейской Организацией качества (Европалық сапа ұйымының), Еуропалық сапа менеджменті Foundation (Сапа Еуропалық Foundation), что позволяет нам шире изучать европейский опыт и успешно внедрять его в нашей стране.

В чем актуальность конкурса «Алтын сапа»?

Премия Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» и «Лучший товар Казахстана» были учреждены в 2006 жыл. В самом начале в основу конкурса «Алтын сапа» была заложена Модель Европейской Премии качества 2003 жыл, которая каждые три года обновляется. Осыған байланысты, критерии Конкурса «Алтын сапа» также должны регулярно гармонизироваться с Европейской Моделью совершенства, что позволяет успешно выходить на международные рынки.

В состав экспертной группы входят представители министерств, ведомств, профсоюзов, бизнес-ассоциаций. Логично, что они, бірінші кезекте, рассматривают конкурсантов с точки зрения бизнеса и производственных показателей, дегенмен, на мой взгляд, при этом недостаточно уделяется внимания процессам стандартизации и менеджмента качества.

Третий год я являюсь независимым экспертом конкурса «Алтын сапа» и считаю своим долгом постоянно выдвигать инициативы о повышении эффективности СМК и Модели делового совершенства в масштабном решении проблем качества в нашей стране.

В этом году было принято решение о гармонизации модели «Алтын сапа» с Европейской моделью совершенства версии 2013 жыл. К каким положительным последствиям приведет такое решение?

Біріншіден, если победители премии «Алтын сапа» захотят идти дальше и получить международное признание, им нужно соответствовать условиям современной европейской модели. Екіншіден, отношение зарубежных партнеров к казахстанским компаниям будет более уважительным и равноправным. Үшіншіден, гармонизация требований национального конкурса поможет казахстанским предприятиям успешно участвовать в конкурсе на европейскую награду и в конкурсах СНГ.

«Алтын сапа»: путь к успешной конкурентоспособности на международном уровне

C 2006 туралы 2014 год победителями конкурса стали десятки казахстанских компаний. Однако ни одна из этих компаний не принимала участия в официальных международных конкурсах в области менеджмента качества. Здесь есть о чем задуматься, тем более что, согласно Посланию Президента РК и стратегии развития «Казахстан-2050», наша страна должна интегрироваться в международное экономическое пространство. солай, отечественные компании должны выходить на международные рынки и быть в них конкурентоспособными. Исключение составляют сырьевые компании, поскольку нет конкуренции по добыче урана и хрома, золота и редких металлов. Өкінішке орай, когда мы говорим о промышленной продукции, похвастаться нам нечем.

сол, многие казахстанские предприятия внедряют международные стандарты качества, но лишь 10-15% таких предприятий могут утверждать, что у них эта система работает эффективно. У остальных система не работает результативно либо из-за непрофессионального и формального внедрения, либо из-за непонимания организациями выгод от внедрения этих стандартов. Можно не говорить открыто о сложившейся ситуации и не бить тревогу, но принесет ли это пользу нашей экономике, сможет ли она тогда выйти на новый уровень развития?

«Алтын сапа» – это дело колоссальной важности и необходимости. дегенмен, не извлекая из конкурса все положительные выгоды, мы попросту не используем лучший международный опыт. Мы должны содействовать развитию конкурса, сделать его еще лучше и полезнее.

Необходимо менять отношение руководителей предприятий к конкурсу «Алтын сапа»

У нас в стране, әрине, есть лучшие предприятия, но мы не в полной мере пропагандируем их опыт как в области организации производства, так и в сфере управления. Руководители и специалисты других предприятий должны ясно понимать, за счет чего лидеры отраслей смогли выиграть конкурс, какие показатели, ең алдымен, важны для победы. Логично было бы проводить на базе предприятий-победителей конкурса различные мероприятия для обмена передовым опытом. Өкінішке орай, вместо этого мы видим, что лауреаты конкурса, обладатели награды замыкаются в себе: таков наш менталитет. Мы отправляем письма предприятиям-победителям, чтобы обобщить их опыт участия в конкурсе, вместе с ними поработать над выходом их на международный уровень. дегенмен, многие руководители предприятий не хотят сотрудничать в этом направлении.

Отношение СМИ к конкурсу следует изменить кардинально

Освещение конкурса средствами массовой информации недостаточно полное и масштабное. На мой взгляд, СМИ и здесь видят коммерческий интерес, тогда как они должны выполнять, соның ішінде, и патриотическую миссию, широко и безвозмездно публикую материалы как о ходе конкурса «Алтын сапа» и его победителях, так и их достижениях на пути к лидерству. Тогда у многих компаний появятся хорошие стимулы для улучшения своей работы в области качества, а у потребителей – возможность выбора лучшей и качественной казахстанской продукции.

«Алтын сапа» – школа для лидеров

Из участия в конкурсе предприятия должны получать ценные уроки развития бизнеса и лидерства в будущем, поэтому по итогам регионального уровня, областная конкурсная комиссия должна делать соответствующий анализ и рассылку информации всем участникам, объясняя, почему та или иная компания не смогла выиграть конкурс. Для этого к работе в составе конкурсных комиссий в областях должны привлекаться эксперты, специалисты в области качества, для которых такая работа будет очень престижной. Только в таком случае, компании смогут делать правильные выводы и работать над своими ошибками для достижения значительных успехов.

Конкурс «Алтын сапа» должен стать школой для предприятий, даже если они не победили в нем.. Для чего люди участвуют в марафоне, даже те, что бегут в середине или хвосте многотысячной колонны? – Человек оценивает свои возможности, реализует себя. Таким же многолетним марафоном должен стать конкурс «Алтын сапа».

Нам нужно развивать то рациональное зерно, которое лежит в основе «Алтын сапа» и делать прозрачным конкурсный отбор, начиная с районов, чтобы у бизнеса и потребителей не было сомнений в объективности и пользе конкурса. Стать победителем в данном конкурсе, значить стать национальным героем…

Поводя итоги

сондықтан, чтобы стать победителем «Алтын сапа», недостаточно показать лишь высокие объемы производства продукции на протяжении нескольких лет, нужно продемонстрировать достижения предприятия по различным направлениям: показатели качества, высокий уровень удовлетворенности потребителей, тенденции инновационного развития, долгосрочная стратегия, эффективное ресурсосбережение, современная кадровая политика, социальные программы для развития общества, промышленная безопасность, меры по охране окружающей среды и др.

Если мы хотим добиться успеха на международном уровне, то должны сравнивать себя с европейскими и американскими, японскими компаниями, работающими в аналогичных отраслях. Однако на сегодняшний день наша конкурентоспособность недостаточно высока. Мы зависим от импорта, поэтому нам нужно развивать несырьевые отрасли промышленности, а также внедрять наукоемкие, инновационные технологии, производить свою мебель, одежду, электронику – словом, многое из того, что нужно казахстанскому потребителю. Вот почему конкурс «Алтын сапа», победители которого, внедрив современные стандарты качества и лучшие Модели управления, должны демонстрировать свои достижения не только на уровне лучших казахстанских, но и многих зарубежных компаний, играет в этом процессе важнейшую роль.

0
алдыңғы профессоры. Әбдірахманов: «Бүгінгі таңда, бизнес басшылары қажеті жоқ, және басшылары «
келесі Грегори Ватсон "Главная цель - жаһандық сапа насихаттау"
  Кері басты бетке