Model of business excellence – path to leadership and global recognition!

Азат АБДРАХМАНОВ, президеstat1нт ОО «Казахстанская организация качества и инновационного менеджмента» (ОО «КОКИМ»), Ph.D, Professor, асессор и аккредитованный тренер EFQM, ведущий аудитор по системам менеджмента качества AFNOR (France) и ГСТР РК, Member of the International Academy for Quality (IAQ,USA), член экспертной группы по присуждению Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа».

Вручение премии Президента Республики Казахстан за достижения в области качества является ключевым событием года. В этом году премии «Алтын-Сапа» исполняется восемь лет. По традиции премию вручает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, что говорит о большой значимости этого конкурса для страны!

Основными его целями является активизация деятельности предприятий и организаций, направленной на содействие насыщению рынка Казахстана высококачественной и конкурентоспособной отечественной продукцией, популяризация идей качества среди представителей бизнеса и населения.

Главными критериями участия в конкурсе на соискание Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» являются достижение значительных результатов в области обеспечения качества производимой продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг, повышение их конкурентоспособности, использование высокоэффективных методов управления качеством, внедрение международных стандартов, удовлетворение запросов потребителей.

-noted Azat, расскажите, пожалуйста, о международном опыте поощрения лидерства в бизнесе. Какую роль в этом деле играют национальные премии в области качества?

As is known, национальные, международные и региональные премии по качеству были учреждены в последние 50 лет в экономически развитых странах для стимулирования развития систем менеджмента качества, внедрения прогрессивных методов управления производством, достижения конкурентоспособности национальными компаниями. Самые известные из нихэто премии имени Деминга (Japan), имени Малкольма Болдриджа (USA), Европейская премия по качеству (The European Foundation for Quality Management, EFQM).

Премии по качеству представляют собой одну из форм системного подхода к управлению качеством и вручаются во многих странах мира. Наиболее известны из них премия Деминга в Японии – существует с 1951 года и является своего рода отражением японского «экономического чуда»; национальная премия качества Малколма Болдриджа в США, учрежденная в 1987 году и Европейская премия по качеству, присуждаемая с 1991 of the year. Каждая из этих наград имеет свои особенности: в модели Европейской премии акцент сделан на достижение совершенства, принятие ответственности за устойчивое будущее, внедрение инноваций, добавление ценностей для потребителей, охрану окружающей среды, в модели премии Деминга – на широкое распространение методов стандартизации; в премии Болдриджа главное внимание уделяется стратегическому планированию. Эти три модели являются основой национальных премий в разных странах мира.

Национальные и международные премии по качеству стали популярными именно тогда, когда большое количество организаций осознали потребность в современных технологиях управления, повышении качества выпускаемой продукции и услуг. Вручение премий по качеству является официальным признанием высокого уровня результативности системы управления и производства в компании.

Какие методические подходы существуют для совершенствования систем управления предприятиями и организациями?

Прежде всего, необходимо, чтобы в организации было внедрено процессное управление в сфере производства и оказания услуг. Совершенствование системы менеджмента организаций основано на применении методов самооценки результативности и эффективности основных и вспомогательных бизнес-процессов. In this regard,, мониторинг производится на основании оценки ключевых показателей бизнеса по разным направлениям. Очень важно, чтобы все ведущие работники и руководители подразделений умели грамотно использовать эти инструменты самооценки. В этом случае, появится очень большая возможность для реализации инновационных проектов, поощрения креативности и использования лучшего отечественного и зарубежного опыта.

Какие выгоды дает участникам участие в конкурсах на получение национальных наград за качество?

В экономически развитых странах участие в конкурсе на получение Национальной премии по качеству позволяет компаниям:

  • оценить уровень конкурентоспособности, зрелости и устойчивости организации;
  • определить свои сильные стороны и области для улучшения (путем балльной оценки по различным критериям);
  • сравнить результаты своей деятельности с такими же показателями других лучших организаций страны или других государств;
  • определить перспективные направления развития предприятия, organizations, обеспечивающие повышение качества продукции, услуг достижение лидерства в своем секторе рынка;
  • получить признание в стране и за рубежом.

Премии по качеству позволяют стимулировать руководителей и персонал предприятия для достижения стратегических целей в важных для общества направлениях.

Порядок проведения национальных и международных премий по качеству основан на прозрачности на всех этапах прохождения конкурсов. Выгода для экономики страны заключается в том, что победители должны содействовать распространению информации о своем лучшем опыте в области управления качеством. Чем больше участников конкурса и их последователей, тем выше конкурентоспособность экономики страны. В церемонии награждения победителей, usually, участвуют первые лица государства, в частности монархи (Sweden), президенты (Аргентина, Ирландия) или премьер-министры (United Kingdom, Исландия, Finland).

Каковы методические основы для организации и проведения конкурса «Алтын сапа»?

Премия «Алтын сапа» была учреждена Указом Президента РК от 9 October 2006 года «О конкурсе на соискание премии Президента Республики Казахстан «Алтын Сапа».

FROM 2009 года конкурс на соискание Премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» проводится по новой модели, которая учитывает тенденции развития современного менеджмента и гармонизирована с моделью Европейской награды за совершенство, in particular, Фундаментальные Концепции и Критерии. В ней усилена значимость показателей, характеризующих лидирующую роль руководства, политику и стратегию организации в области качества, удовлетворенность потребителей качеством продукции и услуг. Применение новой модели позволяет более детально оценить уровень работ по качеству в организациях.

Ежегодно претендентами на «Алтын Сапа» становится около 200 предприятий страны. В этом году Премия Президента Республики Казахстан «Алтын Сапа» будет проводиться в восьмой раз. По традиции премию вручает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев.

Организатором конкурса на соискание премии Президента Республики Казахстан является Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, которое ежегодно в феврале месяце текущего года объявляет в средствах массовой информации о проведении данного конкурса.

Какие проблемы существуют в организации и проведении конкурса «Алтын сапа»?

Я уже неоднократно высказывал в своих публикациях в СМИ о том, что имеются нерешенные вопросы, мешающие казахстанскому конкурсу стать по-настоящему авторитетным и признанным на международном уровне. Вот несколько причин:

for example, необходимо решать вопрос о правильном формировании региональных и центральной экспертных комиссий, которые изучают заявочные документы, выезжают и обследуют производство. Но дело в том, что в их составе в основном чиновники, представители министерств, местных органов власти, которые мало что понимают в специфике оценивания «моделей бизнес-совершенства», поэтому несколько формально относятся к делу. Им сложно определить, является ли предприятие или образовательная организация действительно лидером в данной области.

I think, в состав комиссии нужно включать больше представителей бизнеса. Они-то и будут очень внимательно и компетентно разбираться в том, кто чего достоин…

…Это нужно, чтобы люди были уверены, что это действительно лучшее предприятие.. Besides, в состав комиссий нужно включать профессиональных экспертов в области менеджмента качества. «Алтын сапа» должна стать портретом лидера, чтобы он ни у кого получение этой награды не вызывало сомнений. Лидер должен выходить не только на рынки соседних стран, но и далеко за рубеж.

Предприятия – обладатели награды должны стать примером для многих других казахстанских организаций, ie. премия должна стать престижной.

Можете ли вы подытожить свои идеи относительно совершенствования казахстанской национальной награды?

– it, first of all, отсутствие широкого разъяснения целей и выгод этого конкурса среди представителей государственного управления, бизнеса и социальной сферы. Необходимо отметить недостаточную грамотность членов региональных и центральной экспертных комиссий в понимании Фундаментальных концепций, критериев и методов самооценки по Модели делового совершенства. Комиссии ставят неадекватно высокие уровни балльной оценки достижениям конкурсантов (выше 500 и до 950), что противоречит мировой практике. Недостаточная прозрачность проведения конкурса, начиная с регионального уровня, создает условия для коррупции. Unfortunately, конкурс не пользуется популярностью среди бизнес-структур страны. Отмечается наличие фактов принуждения представителей бизнеса со стороны местных органов власти для участия в конкурсе с целью увеличения массовости, что вызывает обратную реакцию по отношению к нему.

Finally, необходимо перейти от оценки критериев качества продукции к оценке позитивных тенденций развития производства на протяжении последних нескольких лет, а также вклад предприятия в решение социальных вопросов.

В целях устранения вышеназванных недостатков хотелось бы внести предложения по повышению значимости и популярности конкурса. Провести обучение членов региональных и центральной экспертных групп по программам Европейского фонда менеджмента качества (EFQM).

Какие выгоды могут получить обычные участники конкурса, которые не рассчитывают стать победителями?

Сейчас, когда условия жестко диктует рынок, особенно важна роль качественно новых стандартов в управлении организациями и предприятиями. Они помогают оптимизировать систему управления любым производством, избавиться от лишних звеньев. Производственный процесс выстраивается более эффективно. Руководству предприятий следует принять стратегическое решение по внедрению новых моделей управления, а потом пригласить профессиональных консультантов по Моделям делового совершенства, которые правильно выстроят алгоритм выполнения работы, проведут совершенствование регламентирующих документов и обучающие семинары для сотрудников.

Нужно организовать широкое разъяснение выгод и преимуществ участия в конкурсе «Алтын сапа» через публикации в СМИ. Необходимо поднять роль бизнес-структур в организации и принятии решений на региональном и национальном уровнях конкурса. Конечно, Firstly, следует обеспечить прозрачность рассмотрения достижений конкурсантов на всех уровнях прохождения конкурсных документов. Широко пропагандировать достижения лучших казахстанских компаний и победителей конкурса на региональном уровне и победителей конкурса «Алтын сапа». Оказать всяческую поддержку и мотивировать участие победителей конкурса «Алтын сапа» в международных официальных конкурсах, в частности конкурсе стран СНГ, а также конкурсе Европейской награды за совершенство, проводимом EFQM. Всемерно поощрять внедрение Модели делового совершенства EFQM, являющейся базовой Моделью для конкурса «Алтын сапа» путем включения в критерии при определении рейтингов образовательных, медицинских, финансовых и других организаций страны. А также необходимо шире изучать мировой опыт в области проведения Национальный и Международных наград в области качества и Моделей делового совершенства.

Врезка.

Структура Модели совершенства представлена Фундаментальными Концепциями, Критериями и инструментом самооценки RADAR. Критерии модели Европейского фонда менеджмента качества (excellence model EFQM) разделены на две группы: возможности и результаты. Группа «возможности» включает следующие категории: leadership, стратегия, люди, partnership and resources, процессы и услуги организации. Группа «результаты» объединяет категории: удовлетворение потребителей, удовлетворение персонала, влияние на общество, key business results. Каждая из двух групп оценивается из максимума в 500 points. Эксперты рассматривают категории модели, руководствуясь системой RADAR (результаты — подход — внедрение — оценка и улучшение).

0
Previous recognition of certificates
The next Our specialists(D)
  Back to home