Профессор А. Абдрахманов Каким будет “Качество-2016”

stat2В конце каждого года принято оценивать достижения, подводить итоги и намечать перспективы. Подводит итоги своей годовой деятельности и Казахстанская организация качества и инновационного менеджмента (КОКИМ). О наиболее важных, ярких и запоминающихся событиях 2015 года, которые, несомненно, имеют важное значение для казахстанской экономики, предприятий, руководителей и специалистов в области качества, а также о перспективах развития общественной организации в 2016 году, рассказывает президент КОКИМ профессор Азат Абдрахманов.

Одним из значительных событий уходящего года явилось вступление нашей страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). В уходящем году Казахстан активно сотрудничал в рамках ЕАЭС с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Кыргызской республикой и Арменией. В будущем году предстоят не менее сложные задачи по интеграции в рамках Евразийского Экономического Союза и ВТО. Эти события требуют сегодня от руководителей казахстанских предприятий и организаций, менеджеров и бизнесменов, работающих в различных отраслях производства и сфере услуг, специалистов в области качества, главного – осуществления кардинальных мер по повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг в соответствии с требованиями международных стандартов, что, в свою очередь, обеспечит условия для устойчивого экономического развития страны. Именно качество, как национальная идея, должно стать краеугольным камнем любой деятельности каждого казахстанца.

КОКИМ в уходящем году стремилась к достижению взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества как с международными организациями по обмену опытом в области качества, так и с отечественными предприятиями, теми, кто желал получить реальные выгоды от внедрения международных стандартов менеджмента.

Расскажите подробнее о прошедшем в начале апреля 2015 года в Алматы заседании правления Азиатской Организации качества (Asia Network for Quality, ANQ). Какие вопросы обсуждались на данном мероприятии, в чем заключается их актуальность для Казахстана?

Организованное и проведенное нами заседание Правления ANQ в Алматы в апреле этого года подтверждает активную роль КОКИМ в международном масштабе, признанием ее заслуг в развитии менеджмента качества в масштабах Азиатского континента. В ходе данного мероприятия с докладами выступили признанные эксперты в области качества мирового уровня, состоялось обсуждение актуальных задач, стоящих перед Национальными организациями качества ведущих 18 азиатских стран, включая Китай, Южную Корею, Индию, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Казахстан и др.

Общеизвестно, что экономический рост ведущих стран региона достигнут, в первую очередь, путем решения проблем качества. Именно благодаря приоритету качества Япония, Южная Корея, Сингапур занимают сегодня лидирующие позиции в мире по многим направлениям развития промышленности и науки, успешно решая социальные проблемы общества. В последние годы Правительство КНР уделяет большое внимание повышению качества китайских товаров, уже наводнивших весь мир. В стране приняты широкомасштабные программы по развитию менеджмента качества с целью повышения конкурентоспособности китайских товаров.

Это была прекрасная возможность для нас не только ознакомиться с опытом Азиатских стран в области качества, но и для демонстрации определенных достижений Казахстана в этом направлении, о чем мы подробно рассказали нашим коллегам из Азии в ходе заседания. На данном мероприятии обсуждались организационные, финансовые и другие вопросы, связанные с деятельности ANQ, в частности, отчеты комитетов по результатам конгресса ANQ в Сингапуре (2014).

Как важное и интересное предложение была отмечена предложенная КОКИМ Концепция «Клуба Джомолунгма/Сагарматха». Идея создания этого клуба была выдвинута в 2009 году профессором Нориаки Кано (Япония) с целью объединения усилий ANQ и распространения опыта наиболее успешных компаний и организаций Азии, достигших вершин в самых разных областях деятельности. Мы продемонстрировали свое видение решения этого вопроса: членство в клубе должно основываться на концепциях Модели Делового Совершенства Азии, то есть возможности внедрения инструментов самооценки и внешней оценки деятельности организации, признание определенного уровня лидерства и устойчивого развития и выдачи соответствующего сертификата, свидетельствующего о высоком уровне зрелости конкретной компании. В итоге было высказано предложение по созданию рабочей группы для дальнейшей работы в этом направлении, поиска лучших инновационных подходов к разработке Модели Делового Совершенства Азии.

Обсуждались и другие аспекты деятельности ANQ. Например, большой интерес вызвало предложение о расширении практики регулярных публикаций различного рода материалов национальных организаций качества, входящих в ANQ. Практически все национальные организации выпускают периодические печатные издания, развивают специализированные сайты. Для объединения усилий по информированию общественности, было выдвинуто предложение о создании общего для всех стран-участниц ANQ центрального средства массовой информации веб-сайта или печатного дайджеста с целью публикации лучших материалов о деятельности стран-участниц ANQ.

В апреле этого года Вы участвовали в ежегодном мероприятии «День АФНОР в Посольстве Франции» в Москве. Что нового было предложено в рамках данного мероприятия?

Ежегодный «День AFNOR»,организованный в Посольстве Франции в Москве, в котором принимали участие специалисты КОКИМ, стал мероприятием международного уровня, значимым для нашей организации. Национальный Орган Франции по стандартизации “AFNOR” является одним из ведущих международных органов по стандартизации и сертификации систем менеджмента, внося вклад в развитие международных стандартов менеджмента, как член Международной Организации по стандартизации (ISO). В Казахстане AFNOR представлен Центром сертификации “InterCert”. На данном ежегодном мероприятии обсуждались проблемы развития систем менеджмента в странах СНГ, предлагались пути совершенствования деятельности по сертификации, направленные на повышение эффективности применения международных стандартов в различных отраслях промышленности, госуправления и социальной сферы.

Деловая и доброжелательная обстановка дала возможность для плодотворного общения с коллегами из России, Франции, Казахстана и Армении, а также обмена знаниями и опытом со специалистами из разных отраслей промышленности, социальной сферы и партнерских организаций.

В рамках встречи прошел семинар «Локальные решения в системах менеджмента для глобального взаимопонимания», который стал платформой для обсуждения возможностей организаций и опыта импортозамещения в сложных экономических условиях. Поэтому большая часть докладов была представлена специалистами пищевого и аграрного секторов.

В моем выступлении я информировал, что развитие рыночной экономики в Казахстане определило новые приоритеты развития производства, а именно, обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение доли экспорта. Для решения этих задач казахстанские производители сфокусировались на внедрении систем менеджмента, как одного из способов достижения высокого уровня качества продукции. Я пояснил, что в нашей республике в течение последних лет активно проводится работа по внедрению и сертификации систем менеджмента на соответствие требованиям международных и национальных стандартам. Конечно, я остановился на проблемах в этой области, как формализм со стороны многих руководителей и специалистов при внедрении систем менеджмента качества, что значительно снижает эффективность этой деятельности.

Мы договорились с представителями AFNOR продолжить совместную работу как в области сертификации, так и в плане обучения казахстанских аудиторов на курсах, организуемых AFNOR.

АзатАбдрахманович, Вы ведете большую работу по внедрению инновационного менеджмента в нашей стране, а также по продвижению разработок отечественных инноваторов для участия в международных конкурсах и различных мероприятиях. Расскажите об этом направлении работы КОКИМ.

Хочу отметить, что в настоящее время инновации являются основной движущей силой экономического и социального развития любой страны и основой для прогресса всего мирового сообщества. Важную роль в повышении производительности и конкурентоспособности национальных компаний, организаций и предприятий играют меры, нацеленные на стимулирование инновационной деятельности в стране на основе реализации инновационной политики государства.

Следуя этим принципам, наша организация совместно с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства инвестиций и развития РК организовала и провела в сентябре в Алматы Международную конференцию на тему: «Инновации, качество и эффективность». Конференция объединила представителей государственной власти, научной сферы, учебных заведений, и профессиональных экспертов в области инноваций и качества, бизнеса, промышленности и финансов.

Актуальность данной конференции состояла в том, что она впервые на первый план вынесла на широкое обсуждение вопросы дальнейшего развития инновационной политики в стране, разработки, внедрения в различных сферах экономически выгодных инноваций, тогда как предыдущие международные форумы и конференции были посвящены общим вопросам менеджмента качества, охраны окружающей среды, промышленной безопасности и т.д. В целях ознакомления с передовым международным опытом внедрения инноваций, в ходе конференции были проведены телемосты с крупнейшими финскими и израильскими организациями, представившими на мероприятии свои лучшие инновационные проекты, ставшими победителями прошлогоднего конкурса.

Впервые в Казахстане в рамках конференции нами был организован национальный (отборочный) тур авторитетного Международного конкурса «Quality Innovation of the Year», проводимого ежегодно с участием представителей 10 европейских стран. В ходе этого важного для всех инноваторов страны мероприятия были определены 5 победителей Национального тура Международного конкурса инноваций. Все они были выдвинуты для участия в заключительном туре Международного конкурса, который состоялся в ноябре 2015 года, где их разработки оценивались международным жюри, состоявшим из профессионалов различных стран.

Все участники данного мероприятия получили реальные выгоды – это, прежде всего, приобретение реального опыта участия в международных конкурсах инновационных проектов, возможность независимой профессиональной оценки своих инноваций, налаживание взаимовыгодного сотрудничества с коллегами из других стран, возможность привлечения инвестиций и многое другое.

Данный форум стал открытой площадкой принципиального нового формата, способствующему продуктивному диалогу между представителями разных сфер деятельности, но объединенных идеями развития инноваций в нашей стране.

Хотелось бы также поподробнее узнать о научно-практической конференции «Качество профессионального образования – основа экономического прогресса!» касающейся развития образовательной системы Казахстана.

Еще одним значимым событием года я хотел бы назвать организованную нами совместно с Медицинским университетом Астана (в рамках Всемирного дня качества) международную конференцию «Качество профессионального образования – основа экономического прогресса!». Мероприятие явилось важным шагом на пути к масштабному решению задач по совершенствованию образовательной системы Казахстана.

Данная конференция состоялась в начале ноября в Медицинском университете Астана. На ней обсуждались концептуальные вопросы развития высшего профессионального образования РК. На мероприятии присутствовало более 300 руководителей, специалистов, преподавателей, научных работников и студентов государственных и негосударственных организаций системы профессионального образования, а также представителей многих секторов экономики, социальной сферы, руководителей служб качества, отечественного бизнеса.

Актуальные проблемы отечественной образовательной системы были обсуждены в шести основных докладах, и в ходе международного вебинара, организованного в режиме телеконференции с подключением более 50 европейских университетов и образовательных центров.

На конференции обсуждались такие темы, как Модели организационного совершенства в сфере профессионального образования, инновационный менеджмент в университете, менеджмент рисков в сфере управления, бенчмаркинг для университета, сертификация персонала и систем менеджмента и другие вопросы.

Отмечу, что зарубежные специалисты, участвовавшие в вебинаре, подчеркнули важность и ценность проведения подобных мероприятий, поднимающих тему развития профессионального образования и соответствующих международному классу, для дальнейшего успешного продвижения системы образования Казахстана к мировым стандартам.

В сентябре Вы приняли участие в 13-м Конгрессе ANQ, который состоялся в г.Тайбей (Тайвань). Был ли он плодотворным?

Следует отметить, что данный конгресс проводится ежегодно и является ключевым международным мероприятием проводимой Азиатской организацией качества и имеет большое значение для всех национальных организаций качества азиатского региона. В этом году в работе этого авторитетного форума приняли участие более чем 400 представителей 17 стран Азиатского континента и делегации из США, Финляндии, Германии и Нидерландов.

Главной темой прошедшего конгресса стало «Использование различных концепций качества для получения конкурентных преимуществ».

В течение двух дней профессионалы качества из разных стран обменивались передовым опытом и демонстрировали свои успехи для наиболее полного раскрытия философии, теории, методологии и применения проверенных инструментов в стимулировании следования «Пути ANQ» (ANQ Way).

Программа Конгресса состояла из выступлений ключевых докладчиков, презентаций основных участников, обмена актуальной информацией, дискуссий, работы параллельных сессий, посещения предприятий и экскурсий по городу и стране.

Я в свою очередь выступил с темой «Сертификация персонала, как инструмент для повышения эффективности системы менеджмента качества». В докладе были изложены методы и схемы сертификации персонала, основанными на обучении, тестировании экзаменов.

Добавлю, что тема моего доклада очень актуальна для нашей страны, так как в связи с вступлением Казахстана в ВТО важно обеспечить конкурентоспособность экономики страны, поэтому приоритетом является обеспечение высокого уровня сертификации продуктов, системы менеджмента качества предприятий и, конечно же, персонала.

В конце года состоялось подведение итогов республиканского конкурса «Алтын сапа», который имеет большое значение в повышении конкурентоспособности казахстанских организаций, отечественных товаров и услуг. Вручение премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» за достижения в области качества является ключевым событием года и свидетельствует о большой значимости этого конкурса для экономического развития страны. Какое мнение Вы можете высказать относительно опыта проведения Национальных конкурсов в области качества?

Национальные премии в области качества присуждаются в практически во всех экономически развитых странах мира. Данное мероприятие является очень важным для экономики этих стран. В связи с этим, мы планирует представить развернутые предложения о международном опыте в этой области и опубликовать в январском номере газеты «Мир качества». Надеюсь, что данная публикация привлечет внимание как организаторов данного конкурса, так и широкой общественности.

Азат Абдрахманович, что Вы пожелаете читателям нашей газеты в новом году?

Я благодарю вас, дорогие читатели, за доброе отношение, взаимопонимание и радость делового общения, за вашу приверженность идеям качества и сотрудничество!

Пусть этот год даст нам возможность продолжить наши успешные начинания, реализованные в уходящем году, и станет великолепным шансом для тех, кто принял решение начать все сначала, встав на “Путь качества”.

Надеемся, что следующий год будет для всех нас плодотворным и благополучным! Выражаю уверенность в том, что совместными усилиями мы достигнем значительных успехов! Мы уверены в том, что использование лучшего международного опыта в области менеджмента качества позволит не только преодолеть экономические трудности, но и избежать ошибок на пути экономического прогресса.

0
Предыдущая Наши специалисты(Д)
Следующая Профессор А. Абдрахманов: «Здравоохранение Казахстана. Где теряется качество медицинских услуг?»
  Назад на главную