Внедрение системы прослеживаемости–главная и актуальная задача!

Внедрение системы прослеживаемости–главная и актуальная задача!

Во многих странах ЕС потребитель с помощью штрих-кода может самостоятельно проследить, откуда продукт попал на полку магазина.

 

Применение системы прослеживаемости (traceability) продукции, в том числе пищевой и органической позволит обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, а также контролировать бизнес-процессы производства, хранения, транспортировки, реализации продукции.

В настоящее время в Казахстане, как и во всем мире, стремительно растет интерес к производству органической продукции(биологически чистой).Однако в то же время рынок органической продукции и нормативно-правовая основа для него, находятся на этапе формирования. Отчасти развитие рынка существенно замедляет слабая информированность большинства потребителей (как и производителей) об экопродукции. Каким стандартам должен соответствовать органический продукт, какие требования к маркировке органической продукции? Отсутствует также и государственная система сертификации органической продукции, что значительно тормозит темпы развития внутреннего рынка и экспорта.

Несмотря на существующие барьеры и отсутствие необходимых условий для развития, по количеству сертифицированных органических земель Казахстан лидирует в регионе. Производимая продукция в основном ориентирована на экспорт. В настоящее время казахстанская органическая продукция экспортируется в Великобританию, Италию, Германию, Францию, Бельгию и Нидерланды. Оставшаяся часть продукции реализуется как традиционная на внутреннем рынке.

В Казахстанепринят Закон Республики Казахстан «О производстве органической продукции», однако вместе с тем назрела и острая необходимость в разработке и реализации комплексной долгосрочной программы развития органического сектора. Программный документ республиканского значения должен иметь направленность на стимулирование спроса и производства органической продукции и содержать положения, касающиеся нормативно-правового регулирования сектора в соответствии с международными нормами. Программный документ необходим для решения следующих задач:

  • повышения устойчивого производства качественной конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и продовольствия как на внутреннем, так и на внешних рынках;
  • увеличения объема экспорта сельскохозяйственной продукции на мировые рынки;
  • придания нового вектора экономическому развитию сельского хозяйства;
  • повышению имиджа страны как производителя органической (экологической) продукции;
  • улучшения здоровья нации за счет производства и потребления органической продукции;
  • внедрения и укрепления практики экологических методов и подходов производства сельхозпродукции, что позволит остановить деградацию земель в Казахстане;
  • диверсифицирования производства сельскохозяйственной продукции на уровне одного хозяйства, для большей устойчивости к внешним экономическим потрясениям;
  • повышения продовольственной безопасности страны;
  • уменьшения загрязнения окружающей среды;
  • создания новых «зеленых» рабочих мест в сельских районах;
  • внесение вклада в сохранение климата и адаптацию к изменению климата;
  • уменьшение негативное воздействие на биоразнообразие.

Отметим, что обеспечение гарантии прозрачности качества органической продукции на всех этапах цепи поставок возможно лишь посредством внедрения системы прослеживаемости данной продукции.

Примером применения системы прослеживаемости в реальной жизни служит недавний отзыв из 55 стран мира шоколадных батончиков компании Mars.

Производитель объявил об отзыве шоколадных батончиков после того, как 8 января один потребитель из Германии нашел в батончике кусочек пластика. После обращения потребителя к производителю сотрудники компании отследили фабрику и производственную линию, где батончик был произведен. На этой линии в тот же период были произведены различные виды шоколадных батончиков.

Компания отследила, в какие страны были поставлены шоколадные батончики, в которые мог попасть пластик, и инициировала их отзыв.

При отсутствии подобной системы прослеживаемости компании необходимо было все батончики, которые были произведены за определенный период времени на всех заводах компании. В этом случае убытки могли бы быть в десятки, а может и сотни раз больше.

В марте 2013 года благодаря системе прослеживаемости стало возможным определить источники загрязнения молока опасным канцерогеномафлатоксин.Афлатоксин попал в молоко через корм для животных.

Благодаря системе был определен конкретный источник афлатоксина – 10 тонн кормовой кукурузы, которую завезли из Сербии. Система прослеживаемости позволила определить, что корм попал почти на 1000 молочных ферм. Все они вовремя были уведомлены об угрозе и оперативно предприняли необходимые действия для защиты потребителей.

Значительные кризисы в сфере безопасности и качества производства продуктов питания, произошедшие за последние двадцать летв мире, породили недоверие к продукции, поставляемой на рынок.

Ниже приведены некоторые из них:

– вспышка коровьего бешенства в Великобритании и Канаде нанесла огромный ущерб экономикам этих стран;

– в Канаде потерянный доход от экспорта составил более 20 млн долларовв день, при этом цена на говядину снизалась на 60 %;

– в Великобритании общая стоимость ущерба составила 11 млрд фунтов стерлингов;

Приведенные примеры показывают, что невозможность вовремя предупредитьили своевременно устранить источник заражения наносит ощутимый удар по экономике страны и безопасности его населения и потребителей.

Также необходимость создания системы прослеживаемости продукции в рамках цепи поставок по принципу «от поля до потребителя» связана с возрастанием рисков для здоровья потребителей продукции, поскольку производство качественного сырья и готовой продукции, а также их сертификация не гарантируют в полной мере сохранение качественных свойств и показателей безопасности в процессе транспортировки, складирования, хранения, технологических и других производственных операций по пути доставки готовой продукции до конечного потребителя.

Применение системы прослеживаемости (traceability) продукции, в том числе пищевой и органической позволит обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, а также контролировать бизнес-процессы производства, хранения, транспортировки, реализации продукции.

Прослеживаемость должна:

  • обеспечить соблюдение законодательных требований и требований клиентов;
  • обеспечить быстрое изъятие или отзыв опасной продукции для защиты потребителя
  • содействовать поиску причины несоответствия и сделать возможным оперирование потенциально опасными продуктами
  • минимизировать последствия этого изъятия/отзыва, ограничив количество возвращенной продукции;
  • способствовать защите от биотерроризма или другого опасного вмешательства в пищевую цепочку;
  • повысить доверия заказчиков и потребителей благодаря способности своевременно идентифицировать и обнаружить потенциально опасный продукт

Так, например, согласно требованиям технического регламента Таможенного союза “О безопасности пищевой продукции” –термин «прослеживаемость пищевой продукции» означает возможность документально (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.

Также согласно ст.5 данного технического регламента – пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.

Таким образом, одним из требований Технического регламента по обеспечению безопасности пищевой продукции являются мероприятия по организации прослеживаемости, которые должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться всеми участниками производства, хранения, транспортировки и распределения продукции.

В то же время, актуальность прослеживаемости продукции предусмотрена в международных стандартах систем менеджмента, в частности, требования к применению процедур идентификации и прослеживаемости заложено в пункте 8.5.2 стандарта ISO 9001:2015 и пункт 7.9 ISO 22000:2005, а понятие «идентификация» означает наличие средств для демонстрации характеристик каждого отдельного продукта, на какой стадии процесса производства он произведен и результатом какого процесса он является. Средствами идентификации могут выступать маркировочные знаки, разрешительные штампы, этикетки, ярлыки, штрих-коды, система кодирования путевой карты и т.д.

С точки зрения управления информационными процессами внедрение систем прослеживаемости в цепи поставок требует от всех вовлеченных торговых партнеров систематического объединения физического потока материалов, полуфабрикатов и готовых продуктов с информационным потоком, описывающим их. Все это требует целостного взгляда на цепь поставки, что наилучшим образом достигается при использовании единого языка делового общения — системы GS1. Эта глобальная универсальная система, принятая потребителями, бизнес-сообществом и правительствами, закладывает уникальный фундамент для обеспечения работы всех необходимых процессов в системах прослеживаемости. Обладая возможностью глобальной уникальной идентификации торговых и логистических единиц, участников и местоположений, система GS1 наилучшим образом подходит для организации прослеживаемости.

Создание условий для развития органической продукции и системы прослеживаемости такой продукции внесет весомый вклад в устойчивое развитие страны и позволит Казахстану войти в число мировых лидеров по производству органической продукции.

Рейтинг: 0
Предыдущая Сертификация персонала
Следующая Новая версия ISO 9001:2015
  Назад на главную