Консалтинг

Описание этапов оказания информационно-консультационных услуг по разработке и внедрению системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ISO серии 9001:2008

  • Этап 1. Анализ действующей системы качества предприятия.
  • Этап 2 (а,в,с). Обучение персонала предприятия.
  • Этап 3. Разработка СМК.
  • Этап 4. Инструктаж проектных групп.
  • Этап 5. Построение СМК.
  • Этап 6. Внедрение СМК.
  • Этап 7. Консультационный аудит.
  • Этап 8. Сопровождение СМК Заказчика при проведении сертификационного аудита (по желанию заказчика и за отдельную плату).

Этап 1. Анализ действующей системы качества предприятия.

Анализ системы качества проводится с целью определения объема работ по разработке и внедрению системы качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2008. Консультант знакомится с организационной структурой предприятия, с существующей документацией в области качества, организацией работы на рабочих местах, и анализирует их соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008.

Анализ действующей системы качества осуществляется путем:

  • встреч и бесед с руководством компании и руководителями подразделений;
  • на основе посещений и осмотров рабочих мест, интервью с персоналом для выяснения подходов к управлению предприятием;
  • уточнение целей и задач в области качества выпускаемой продукции;
  • изучение процессов, влияющих на качество выпускаемой продукции;
  • определения результативности действующей системы качества.

По желанию Заказчика предоставляются контрольные вопросы для оценки действующей системы качества на предприятии. Вопросы разработаны в соответствии с требованиями международного стандарта ISO серии 9001:2008. По результатам анализа консультант составляет отчет с указанием «слабых мест» в системе качества, а также рекомендациями по доработке действующей системы.


Этап 2 (а,в,с). Обучение персонала предприятия.

Информационно-консультативные семинары по разработке и подготовке к сертификации системы качества предназначены для повышения квалификации в вопросах менеджмента качества всех уровней руководства предприятия, а также специалистов подразделений.

В ходе семинаров консультант передает весь свой опыт работы с отечественными предприятиями в роли консультанта, а также с учетом требований к аудиту СМК компании. Консультант обращает внимание специалистов на трудности в разработке системы качества, с которыми предприятия встречаются на начальных этапах разработки и внедрения СМК. Предлагает варианты решения всех проблем, связанных с внедрением и сертификацией СМК.

1 Консультант – физическое лицо(а), состоит в трудовых отношениях с Исполнителем, оказывает консультационные услуги на предприятии Заказчика, организует информационные консультации Заказчику по факсу, Интернет и телефонной связи вне предприятия. Семинары проходят, в большей части, в режиме диалога со слушателями. Темы семинаров корректируются в зависимости от специфики предприятия и состава каждой конкретной аудитории. Проведение курса обучения позволяет сразу после окончания занятий приступить к практической работе по разработке документации СМК.

Весь курс обучения делится на три семинара. Каждый из трех семинаров рассчитан на определенный состав аудитории и на определенную продолжительность.

А) Семинар для руководителей высшего звена.
Состав участников: генеральный директор, заместители генерального директора по направлениям, главный бухгалтер, главный экономист. Цель семинара: Определение роли высшего руководства в СМК. Получение руководителями практических рекомендаций для общего управления разработкой, внедрением и подготовкой к сертификации СМК. Установление ответственности высшего руководства компании за разработку Политики и целей в области качества, эффективному менеджменту ресурсов.

В) Семинар для руководителей среднего звена.
Состав участников: начальники цехов, начальники участков, начальники функциональных подразделений (отделов, служб и т.д.). Цель семинара: Определение роли руководителей среднего звена в СМК. Получение информации, необходимой для организации работ в подразделениях по разработке документации СМК. Изучение требований стандарта ISO 9001. Получение рекомендаций по вопросам распределения ответственности в СМК, мотивации персонала, организации проекта разработки СМК.

С) Семинар для разработчиков СМК (промоуторов).
Состав участников: Персонал от всех функциональных подразделений предприятия, который будет осуществлять всю работу по разработке согласованию документации СМК. Цель семинара: Получение знаний и практических навыков разработки документации системы качества. Подробное изучение требований ISO серии 9001:2008. Установление ответственности за поддержку и улучшение результативности и эффективности процессов СМК. Программа семинаров (предварительно согласовывается с Заказчиком).

1. Современная проблематика качества
– Трансформация понятия качества
– Качество и конкурентоспособность
– Качество как ключ к эффективности производства
– Зарубежное и отечественное законодательство в области качества. В этом разделе консультант объясняет причины возрастающего интереса производителей и потребителей к вопросам менеджмента качества в нашей стране и за рубежом.

2. Эволюция взглядов на менеджмент качества
– История развития принципов менеджмента качества
– Современные основы менеджмента качества, учения Деминга, Джурана, Ишикавы, Фейгенбаума, Кросби
– Современные концепции решения проблем качества
– Реально оценить сегодняшнюю ситуацию для успешного решения проблем качества на предприятиях невозможно без подробного анализа истории развития науки о качестве.
– Этот раздел проводит исторический экскурс по подходам и методам решения проблем качества, начиная со времен зарождения промышленного производства.

3. Затраты на качество
Правильно посчитанные затраты на качество помогают установить приоритеты при выборе проектов улучшения качества. В ходе семинара демонстрируется, каким образом анализ затрат на качество позволяет перераспределять ресурсы целесообразным образом. Предлагается методика подсчета затрат на качество.

4. Международная и национальная стандартизация в области систем качества
– Стандарты серии 9000 и другие стандарты на системы менеджмента качества (QS-9000 и др.)
– Модели систем качества для целей сертификации, национальные премии в области качества (США, Япония, Европейское сообщество, Россия и Казахстан).
– Сертификация систем менеджмента качества (международный опыт, сертификация систем качества в Казахстане)
– Проводится обзор по стандартам на системы менеджмента качества.
– Объясняется их назначение.

5. Требования к системе менеджмента качества
Содержание требований стандарта ISO 9001
Разработка документации СМК
Подробно изучаются требования стандарта ISO 9001.
Проводится ряд практических работ, позволяющих получить опыт разработки документов СМК, обсуждаются методы реализации требований 8 принципов СМК.

6. Менеджмент проектирования и внедрения систем менеджмента качества
– План-график работ
– Проблемы практического внедрения СМК


Этап 3. Разработка СМК.

Разработка плана создания СМК.

План разрабатывает Руководитель проекта при участии представителей всех подразделений предприятия.План включает следующие разделы:

1. Цель.
Четко формулируется цель предстоящей работы, выгоды, которые ожидает получить руководство от внедрения СМК.

2. Календарный план-график.
В плане-графике указываются сроки ответственные за выполнение работ:
– разработка и согласование проекта процессного ландшафта компании;
– разработка и согласование проектов карт процессов;
– разработка и согласование документированных процедур;
– утверждение документированных процедур;
– разработка Руководства по качеству;
– разработка политики качества;
– проведение внутренних аудитов;
– организация проведения консультаций внешним консультантом;
– проведение анализа эффективности системы качества высшим руководством;
– другие этапы работ, требующие уточнение сроков и ответственности.

Проект плана составляется под руководством консультанта, согласуется с консультантом. Консультант дает рекомендации по срокам отдельных этапов, составу проектным групп и ответственных за разработку документации.

Этап 4. Инструктаж проектных групп.

Руководитель проекта совместно с промоуторами готовит проекты карт процессов, методологической инструкции, описывающей документированной процедуры системы качества. Консультант встречается с проектными группами и дает рекомендации по форме и содержанию первой процедуры, согласует содержание будущих документированных процедур, дает рекомендации по выбору методов реализации процессов системы качества, совместно с участниками группы определяет область внедрения СМК, объем и подробность документации, помогает уточнить взаимосвязь отдельных процедур между собой. По завершению этапа консультант составляет отчет, который содержит все решения, согласованные с проектными группами, рекомендации и замечания по документам, основные выводы о проведении этапа.

Этап 5. Построение СМК.

Проектные группы под руководством ответственных сотрудников за разработку документации согласно плану-графику разрабатывают проекты документации СМК, согласуют ее с другими проектными группами, а также со всеми заинтересованными лицами предприятия.

Консультант анализирует разработанные проекты документов на предмет их соответствия требованиям ISO 9001. Обсуждает с проектными группами все отклонения от норм. Дает рекомендации по улучшению процессов. Проводит инструктаж и стажировку внутренних аудиторов предприятия. По результатам консультаций составляется отчет.

Этап 6. Внедрение СМК.

Руководитель проекта разрабатывает руководство по качеству. В подразделениях, где это необходимо, разрабатывают рабочие и контрольные инструкции. Утверждаются документированные процедуры. Внутренние аудиторы проводят цикл аудитов СМК. Руководители подразделений осуществляют корректирующие действия, направленные на доработку документации и деятельности в области качества.

Консультант анализирует Руководство по качеству. Совместно с проектными группами анализирует деятельность подразделений на соответствие документированным процедурам. Дает рекомендации и замечания по выполнению требований процедур. По результатам работы составляется отчет с рекомендациями и выводами о степени реализации проекта.

По результатам проведения консультаций предприятие вносит все необходимые изменения в документацию СМК и корректирует деятельность подразделений. Внутренние аудиторы проводят дополнительные аудиты. Руководитель проекта собирает и анализирует результаты внутренних аудитов. Представитель от высшего руководства собирает данные по качеству за период разработки системы. Руководство предприятия, основываясь на данные, анализирует эффективность внедренной системы качества и дает официальную оценку.

Этап 7. Консультационный аудит.

Консультант проводит консультационный аудит по правилам внешнего аудита, но с возможностью проведения консультаций. По результатам аудита консультант составляет отчет с указанием всех выявленных отклонений системы качества от требований ISO 9001. В отчете дается оценка степени готовности предприятия к проведению процедуры сертификации. После устранения всех замечаний консультационного аудита предприятие может приступать к процедуре подготовки к сертификационному аудиту.

Этап 8. Сопровождение СМК Заказчика при проведении сертификационного аудита

Консультант проводит консультационное сопровождение СМК Заказчика во время проведения сертификационного аудита международным сертифицирующим органом. Оказывает консультационные услуги персоналу Заказчика в процессе устранения замечаний внешнего аудита.

Предыдущая Критерии Модели EFQM
Следующая Казахстан. Инновационные проекты, поддержанные НАТР презентовали Главе государства
  Назад на главную