Профессор А. Абдрахманов: «Здравоохранение Казахстана. Где теряется качество медицинских услуг?»

stat3Сегодня казахстанская система здравоохранения находится на этапе реформирования и поиска путей развития. Министерство здравоохранения и социального развития РК прилагает усилия для обеспечения успешной реализации реформ и повышения качества медицинских услуг. Развитие национальной системы здравоохранения является одной из приоритетных направлений «Стратегии Казахстан 2050». Под личным контролем главы государства находится реализация программы «Саламатты Казахстан». На первый взгляд, развитие системы здравоохранения выглядит вполне благополучным. Так ли на самом деле? Следует ли система отечественного здравоохранения мировому опыту или мы опять идем «своим путем»? Об этом статья Президента Казахстанской Организации качества и инновационного менеджмента, профессора Азата Абдрахманова.

В целом, за время независимого развития нашего государства произошли заметные изменения в системе здравоохранения страны. Значительно улучшилось финансирование отрасли, из года в год улучшается материально-техническая база ведущих медицинских организаций, благодаря чему внедряются новые диагностические и лечебные технологии. Совершенствуется система оплаты труда медицинских работников, внедряются прогрессивные формы материального стимулирования врачей и средних медработников. Эти меры позволили остановить отток кадров из отрасли. Уже не слышно о дефиците лекарственных средств и расходных материалов, как это было в недавнем прошлом. Расширяется спектр диагностических и лечебных услуг, оказываемых как в центре, так и в регионах.

Сегодня в Казахстане реализуются 123 инновационных медицинских проектов. Новые способы лечения прошли апробирование и получили признание известных зарубежных специалистов. Нововведения проводятся в рамках государственной программы «Саламатты Казахстан на 2011 – 2015год ы». Так, среди новшеств отечественной медицины можно назвать: успешные операции по пересадке органов, введению имплантов частей сердца, открытие банка стволовых клеток, разработка эндопротеза тазобедренного сустава, нового способа лечения глазных болезней и т.д. В стране идут работы по 24 научно-техническим программам, 32 казахстанские организации ведут научные исследования в области здравоохранения. Государство способствует появлению конкурентоспособных медицинских разработок, что поможет процессу интеграции отечественной медицинской науки в международное исследовательское пространство.

Кадровое обеспечение. Имеется значительный прогресс в подготовке высококвалифицированных специалистов для отечественного здравоохранения. Для этой цели тратятся значительные бюджетные средства. Десятки специалистов не только из республиканских учреждений, но из областных клиник выезжают для прохождения стажировки и/или специализации в лучшие зарубежные клиники. Вернувшись домой, они начинают проводить уникальные операции на сердце и сосудах, печени, почках и других жизненно важных органах. Десятки зарубежных специалистов приглашаются для проведения показательных хирургических операций. Благодаря осуществляемым мероприятиям за последние годы в Казахстане успешно развивается кардиохирургия, трансплантология, ортопедия и другие направления медицины. Об этом мы не могли мечтать совсем недавно. Такие тенденции позволяют надеяться, что поток наших соотечественников, выезжающих за рубеж (Израиль, Германия, Сингапур, Южная Корея и др.) уменьшится, в связи с возможностью получения высокоспециализированной медицинской помощи у себя дома.

К сожалению, при всем при этом количество врачебных ошибок и жалоб на ненадлежащее исполнение своих обязанностей сотрудниками медицинских учреждений не уменьшается. Происходят вопиющие случаи, свидетельствующие о крайне низком качестве не только работы медиков, но и отсутствии профессиональной компетенции у лечащих врачей. К примеру, в конце 2013 года 45-летнюю жительницу Алматинской области врачебная ошибка довела до ампутации ноги, и это произошло из-за постановки неправильного диагноза. А в Петропавловске в результате ошибочного подозрения на злокачественное образование, жительнице города врачи ампутировали грудь. После этого женщине пришлось пережить долгих 17 месяцев судебных разбирательств. Таких примеров можно привести очень много.

Отсюда закономерен и вопрос, насколько эффективно поставлена кадровая работа, является ли деятельность министерства и местных органов управления здравоохранением по подготовке врачебных кадров системной? Учитывает ли перспективный план Министерства здравоохранения и социального развития РК по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных направлений отечественного здравоохранения реалии сегодняшнего дня? Насколько рационально расходуются бюджетные средства, запланированные для подготовки кадров? Какова эффективность работы медицинских университетов и средних профессиональных медицинских учебных заведений? Каков уровень трудоустройства выпускников медицинских учебных заведений (высших и средних)? Какие радикальные меры нужно принять, чтобы практическое здравоохранение получало специалистов, подготовленных для решения современных задач в деле охраны здоровья населения?

Медицинское оборудование. За последние годы целый ряд республиканских медицинских организаций получил уникальное современное оборудование как для диагностики, так и для оказания высокоспециализированной медицинской помощи. В настоящее время компьютерные томографы последнего поколения, ультразвуковые диагностические аппараты, биохимические анализаторы, оборудование для лучевой терапии онкологических заболеваний и многие другие используются не только в центре, но и в регионах. Однако, можно задаться вопросом, насколько эффективно используется это дорогостоящее оборудование? Обеспечивается ли слаженность работы республиканских медицинских центров и региональных органов здравоохранения, чтобы пациенты могли своевременно и оперативно получить долгожданную медицинскую помощь, а многие тысячи жизней наших соотечественников были спасены? Проводится ли мониторинг использования указанного дорогостоящего медицинского оборудования?

Медицинские технологии. Благодаря новым современным технологиям в последние годы успешно проводятся диагностические исследования: коронарография, компьютерная томография, ультазвуковые методы и др. Совсем недавно для прохождения диагностического обследования и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы нужно было ехать в клиники Германии, Израиля, Южной Кореи и др.. Сейчас в Казахстане успешно лечатся многие серьезные заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.

В то же время, насколько эффективно проводится мониторинг оказания высокоспециализированной медицинской помощи? Наличие у министерства объективной информация о том, в каких видах диагностических исследований и лечебной помощи нуждаются или будут нуждаться казахстанцы в самом ближайшем будущем – необходимое условие качественной работы казахстанского здравоохранения.

Информационные технологии. Сейчас в нашу жизнь успешно внедряются информационные технологии, среди них, конечно, интернет занимает ведущее место. За последние годы реализуется проект по созданию Единой информационной системы здравоохранения, внедрен проект госпитализации через интернет-портал. Это позволило значительно облегчить возможность для госпитализации миллионов наших сограждан, уменьшить бюрократические препоны и снять коррупционные составляющие в этой сфере. Однако, судя по разным источникам информации на создание указанной системы затрачены миллиарды тенге. Не слишком ли высокая цена данного портала?

К сожалению, автоматизация медицинских учреждений оставляют желать лучшего. В большинстве медицинских учреждений страны ( даже самых передовых!) до сих пор врачи пишут «бумажные» истории болезни, результаты диагностических исследований оформляются как и много лет назад на бумажных носителях. Документ, называемый «История болезни», представляет собой, как и 50 лет назад, потрепанную кипу бумаг, которая содержит многочисленные листочки с анализами и копиями результатов инструментальных исследований и др. Внутри клиники нет таких современных информационных коммуникаций как «интранет», «системы электронного документооборота» и т.п. Надписи на пробирках с лабораторными анализами пишутся карандашом по стеклу. Все это досадно видеть, когда уже в экономически развитых странах мира на протяжении последних 20 лет успешно функционирует система автоматической идентификации пациентов, лекарств, медицинского оборудования, расходных материалов на основе систем штрихового кодирования, двух- и многомерных кодов, радиочастотной идентификации и др. Успешно применяются методы международной синхронизации данных о пациентах, а также электронный обмен данными за счет использования международной системы автоматической идентификации на основе стандартов GS1. Безопасность пациента обеспечивается за счет внедрения системы прослеживаемости цепи поставок лекарственных средств от производителя до конечного потребителя, т.е. пациента. Все результаты лаборатоных исследований имеются на цифровом носителе и вносятся в электронную систему клиники.

Инфраструктура системы здравоохранения. В последние годы в республике построены новые медицинские учреждения, проведен масштабный ремонт существующих медицинских организаций. Источниками финансирования строительства и капитального ремонта учреждений здравоохранения являются республиканский и местные бюджеты. Насколько рационально используются выделенные средства? Некоторые руководители тратят огромные средства на ремонт зданий в ущерб решению других задач, например, внедрения медицинских технологий. Насколько эффективно используются средства, получаемые от платных медицинских услуг, если учесть, что многие врачебные процедуры стоят немалых денег.

Управление качеством медицинских услуг. В системе здравоохранения о качестве медицинских услуг говорят и пишут каждый день. Конечно, благодаря новым медицинским технологиям, современному оборудованию, принятому на вооружение, и отдельным высокопрофессиональным специалистам ситуация меняется из года в год в лучшую сторону. Однако возникает закономерный вопрос – становится ли качество медицинских услуг для тысяч пациентов лучше? К сожалению, система управления качеством остается такой же, как и 30-40 лет назад, желаемых радикальных сдвигов в системе здравоохранения в лучшую сторону за последние годы в этой сфере не произошло. Повсеместно приходится наблюдать неэфективные действия той же самой командно-административной системы управления. Во главе медицинского учреждения стоит авторитарный руководитель, издающий приказы и устные распоряжения, которые медицинский персонал должен неукоснительно исполнять. Знакомая история…

Министерством и местными органами управления здравоохранением в последние 20 лет внедрены системы лицензирования и аккредитации. Однако, следует отметить, что в этой деятельности больше контроля, чем управления. Медицинская организация активно готовится к назначенной дате, официально утвержденная комиссия приходит с проверкой. Выявляются какие-то замечания, составляются отчеты и на этом… все кончается. Жизнь учреждения продолжается по-прежнему. Аккредитация – существенно не отличается от лицензирования.

Международные стандарты системы менеджмента качества ( ИСО 9001) предоставляют больше возможностей. Основными принципами этой серии стандартов предусмотрены кардинально новые подходы к управлению качеством медицинских услуг. Система менеджмента качества (СМК) предусматривает наличие системы лидерства руководителей и ведущих специалистов, а также реальное вовлечение всего персонала в управление качеством медицинских услуг. Кроме того, медицинский персонал должен овладеть методами и инструментами оценки результативности основных стадий жизненного цикла медицинских услуг. Медицинский персонал должен уметь определять критерии результативности своей работы и постоянно улучшать их. К сожалению, СМК практически в большинстве медицинских организаций внедрена формально, поэтому реальные результаты не ощущаются. А ведь тратятся значительные средства, в том числе бюджетные.

Стандарты Joint Commission International, JCI, предназначены для обеспечения качества медицинских услуг и безопасности пациентов. К сожалению, (хотя о преимуществах этих стандартов писали много), о реальной пользе внедрения указанного стандарта для казахстанской системы здравоохранения мы не имеем полной информации. Может уже нужно подумать о том, какие выгоды получили организации самого Медицинского холдинга, внедрившие этот стандарт? Могут ли они продемонстрировать открыто свои достижения в области качества оказываемых услуг? Тем временем, стоит вспомнить, кто был инициатором такого подхода к повышению имиджа казахстанских медицинских организаций? Не слишком ли дорогой ценой наши элитные медучреждения внедряют американский стандарт, тратя десятки и сотни миллионов тенге на цели сертификации?

Бесспорно, качество медицинских услуг стоит повышать, безопасность пациентов – также вопрос актуальный. Однако, есть ли соответствующая отдача от затраченных сотен миллионов тенге на получение этого американского стандарта и желаемого авторитета? Посудите сами: всего чуть более 500 клиник в мире внедрили этот стандарт и прошли заветную сертификацию. Например, в самих США и в Европе только единичные медицинские организации имеют подобный сертификат. В России лишь одно единственное частное медучреждение “АО “Медицина” является обладателем этого сертификата. Стоит ли тратить громадные деньги на подобное дорогостоящее удовольствие у нас – в Казахстане? А может быть следует обратить внимание на уже апробированные в мире, эффективные методы управления качеством медицинских услуг, обеспечивающих реальное качество лечения и безопасность миллионам пациентов, причем доступные по стоимости для тысяч медицинских организаций не только республиканского, но и областного, и районного уровней? А сэкономленные бюджетные средства можно направить на строительство новых больниц и поликлиник, покупку современного оборудования?

Кстати, об эффективных и доступных методах управления качеством. Они широко известны и проверены многолетней практикой. Это, прежде всего, те же самые стандарты ИСО серии 9000. Нужно только создавать систему менеджмента качества неформально, нацеливаясь на достижение реального качества. Необходимо отказаться от устаревшей и неэффективной командной системы и переходить к новым концепциям управления, основанных на процессном подходе. Следует реально внедрить принципы менеджмента качества, обучить первых руководителей органов управления здравоохранением, а также медицинских организаций современным методам менеджмента. Всю деятельность медучреждения необходимо грамотно описать в виде бизнес-процессов, выстроить цепочку процессов, составляющих жизненный цикл медицинских услуг. А во главу угла необходимо поставить интересы пациента. В штат лечебно-профилактических учреждений необходимо ввести штатные единицы менеджеров по качеству, создать службы, отделы менеджмента качества. Очень актуально обеспечить подготовку руководителей служб качества (менеджеров по качеству) медорганизаций.

В качестве положительного примера можно привести АО «Национальный Научный Медицинский Центр» (г.Астана), успешно внедривший интегрированную систему менеджмента, на основе международных стандартов, включая Европейскую Модель делового совершенства. Коллектив во главе с Абаем Байгенжиным заслуженно получил в 2013 году сертификат Евросоюза «Признанное совершенство», 5 звезд, а в 2014 году- награду «Парасат» из рук Президента РК Н.Назарбаева. В этом году клиника участвует в конкурсе на получение Европейской награды за качество и деловое совершенство. Финансовые затраты этой медорганизации можно назвать обоснованными, не обременительными инвестициями, которые дают реальные результаты по повышению качества медицинских услуг и позволяют получить международное признание. Коллектив внесен в официальный реестр Европейского Фонда менеджмента качества (European Foundation for Quality Management).

Значительные достижения в области менеджмента имеются у АО «Медицинский Университет Астана», который на протяжении многих лет успешно развивает интегированную систему менеджмента на основе международных стандартов качества, охраны окружающей среды, безопасности труда, энергоменеджмента и других. Коллектив в 2013 году получил европейский сертификат «Признанное совершенство», 5 звезд. В числе лидеров можно с уверенностью назвать и Государственный медицинский университет г.Семей, который также получил сертификат Европейского Фонда менеджмента качества на уровне «Признанное совершенство», 4 звезды.

Отметим, что по этому пути – стремления к высокому качеству медицинских услуг, инноваций и совершенствования профессионального менеджмента сегодня уверено идут научно-медицинские организации: НИИ травматологии и ортопедии, АО «Национальный научный центр хирургии им. А.Н. Сызганова», Научный Центр Урологии им. Академика Б.У. Джарбусынова, Научный центр Акушерства, Гинекологи и Перинатологии Министерства здравоохранения и социального развития РК и многие другие. Все эти организации могут и должны стать проводниками новых инновационных подходов к системе менеджмента в отечественном здравоохранении и успешно распространять лучший мировой опыт в своих направлениях деятельности.

Надеемся, что руководство Министерства здравоохранения и социального развития РК, примет стратегически правильное решение по проблемам, поднятых в сегодняшней статье статье.

Рейтинг: 0
Предыдущая Профессор А. Абдрахманов Каким будет "Качество-2016"
Следующая Профессор А. Абдрахманов: «В наше время бизнесу нужны не начальники, а лидеры»
  Назад на главную